четверг, 17 января 2008 г.

Ловушки маркетинга: бесплатно - не всегда эффективно

Заметила, что некоторые маркетинговые приемы, отлично зарекомендовавшие себя на Западе в наших условиях, зачастую, просто не срабатывают.

Например в Ростове очень популярно при выводе на рынок нового издания некоторое время доставлять его в офисы бесплатно (а также распространять бесплатно со стоек в местах, посещаемых целевой аудиторией). На мой взгляд – это практика дает совершенно обратный эффект.

Возьмем «РБК-дейли», с момента запуска ее региональной версии в течении пары месяцев ее доставляли в офисы совершенно бесплатно. А месяц назад, нам позвонили с предложением подписаться на нее, так как с нового года газета бесплатно доставляться не будет. Естественно мы отказались – трудно, привыкнув к "халяве", начать это же покупать :).
Судя по тому, что газету в офис нам по-прежнему носят, так посчитали многие, и акцию, очевидно, решили продлить. Но есть у меня некоторые сомнения, что это даст им необходимый эффект.

Или взять, к примеру, замечательный журнал «Личный бюджет». Первые номера его также распространялись бесплатно. Журнал мне очень понравился. Настолько, что я даже «увела» его домой :).
Теперь он свободно продается в киосках, но я не могу заставить себя его купить (это при том, что на книги и журналы трачу не меньше чем на свой гардероб :).

Другой пример – «Бизнес журнал». Читаю это издание с первых номеров (уже лет 5). Пару лет назад ростовская компания начала выпускать региональную версию (поскольку от исходной версии ее отличает лишь 12 страниц, отведенных под местные «новости» испортить его не удалось:). Местные представители пошли по традиционному пути – начали раздавать журнал бесплатно (доставка по офисам, стойки в банках и пр.), но в рознице он тоже присутствовал. И знаете, несмотря на то что он стал доступным бесплатно, я продолжаю его покупать. Привычка. Да и невысокая цена сказывается.

Задумавшись над этим феноменом, «опросила» коллег - у них также возникает стойкое нежелание платить за то, что было доступно бесплатно.

Уверена, если бы и какой-нибудь Интернет-сайт, который я читала постоянно, ввел платный доступ, я бы вряд ли вошла в число подписчиков. С другой стороны, я подписана на платный доступ к сайту Ашманова, например. Все в мире относительно, но предлагать бесплатно то, что потом планируется продавать, мне кажется ошибочным.
А вы как полагаете?

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

Про москву добавлю.
РБК daily здесь сразу в киоски за небольшую денежку попала и в офисы бесплатно. Причем в офисы - это не одна бесплатная газета в библиотеку компании. В офисных центрах РБК выкладывался пачками на стеллажах при входе в здание. Таким образом газету брали все, кто заходил. Так я и познакомился с изданием, но не счел его интересным.
"Личный бюджет" покупает жена с первых номеров. Читаем с большой охотой. Бесплатным я его тут не видел.

Анонимный комментирует...

Про Пермь.
позвонили из одного журнала и спросили хочу ли я разместить у них рекламу?

я сказал, что хотел бы ознакомиться прежде с их журналом..так как никогда не читал и специфика моей работы немного другая,отличная от их тематики.

сказли пришлют.
спросил бесплатно ли? ответили - да

в итоге журнал пришел и был изучен мой. Хочу теперь там разместить рекламу своих услуг..но только совсем недавно стал понимать то,что, что бы элементарно почитать этот журнал и дальше изучать его специфику, мне прийдется подписаться на него ..и заплатить н-ную сумму.
почему-то последнее меня действительно вводит в ступор.
ведь мне прислали уже два таких совсем бесплатно...что изменилось?

idea-list комментирует...

Психология вообще странная штука ...
В вашем случае радует, что они обязаны бесплатно выслать экземпляры с вашей рекламой (иначе как вы можете убедиться что заказ выполнен :).
Но мой опыт подсказывает, что если вы просто попросите продолжать высылать номера и туманно намекнете, что в будущем..., скоро..., на очень большую сумму...
то будете и дальше бесплатно получать понравившийся журнал, даже не будучи рекламодателем :)
Главное обнадежить :)))

Анонимный комментирует...

Точно подмечено. У нас тут тоже был журнал «Город»; он есть и сейчас, но я не покупал ни разу — привык, что его можно брать бесплатно (при этом внутри бывали ляпы, платить за которые уже не хотелось).

Похожее ощущение бывает на затянувшихся „акциях“ (снижения цен). Когда цена вовзращается в бесскидочное состояние, а привык к предыдущей, можно даже отказаться от товара на какое-то время — настолько это фрустрирует... :)

Анонимный комментирует...

Может с изданиями это и не проходит. А как быть с другими новыми товарами? Например, алкоголем. Мне понравилась акция чешских пивоваров. Они просто выкатили бочку нового пива на площадь, зажарили поросенка и всех бесплатно угощали. Т.е. прививали вкус к новому напитку. Так что, здесь бесплатный маркетинг катит на всю катушку.

idea-list комментирует...

В случае с пивом и прочими продуктами, которые в принципе бесплатными не бывают, - все понятно и очевидно.
С информационными продуктами - сложнее: бесплатные печатные издания, например, сегодня норма, а потому легко "привыкнуть" их получать бесплатно :))